кредитный калькулятор Кредитный калькулятор                Формула расчета              Ограничение ответственности       
Кейнсианская модель
Другие изменения автономного потребления.

Мультипликативный эффект действует в обоих направлениях изменений плановых инвестиций. Трансформируем наш предыдущий пример. Предположим, считая равновесный уровень национального дохода в 2000 млрд. долларов опорным, что плановые инвестиции не возросли на 500 млрд. долларов, а сократились на ту же сумму. В этом случае график плановых затрат сдвигается вниз. Сначала, до изменения планов выпуска продукции, недостаточный спрос окажется не в состоянии поглотить все произведенные на сумму 2000 млрд. долларов товары. Хотя и против первоначальных планов фирм и деловых предприятий, неизбежно произойдут внеплановые инвестиции в товарно-материальные запасы. Естественно, что в этих условиях фирмы начнут сокращать выпуск продукции, так что национальный доход и национальный продукт начнут падать. Новый уровень равновесия установится только тогда, когда национальный доход уменьшится на величину, равную произведению мультипликатора затрат на автономное изменение в инвестициях, то есть на 1000 млрд. долларов.

Изменения в автономном потреблении могут также сдвинуть график функции плановых затрат, тем самым компенсируя в определенной степени последствия многочисленных расширений и сжатий экономической системы в ходе ее развития по фазам деловых циклов. Дело в том, что потребители не делят свой располагаемый доход на сбережения и затраты каждый месяц или год одинаковым образом. Этот весьма скользкий, трудно поддающийся оценке, фактор (в обиходе иногда называемый «потребительской уверенностью») способен в некоторых случаях резко сдвинуть вверх функцию потребления. Так как потребление занимает в структуре национального дохода почти две трети его общего объема и, учитывая мультипликативный эффект, увеличение потребления всего на один процент может вызвать скачок в темпах экономического роста в значительно большей степени. В экономической системе, темпы роста которой составляют около трех процентов в год,— вполне реальная средняя величина,— внезапное резкое увеличение потребления становится весьма существенным фактором ее функционирования. Равно, как возросшая «потребительская уверенность» способна вызвать бурный экономический рост, так и ее падение может затормозить темпы экономического развития.



 

Copyright © © 2001,2002,2003 pcxpert.net.ru all rights reserved